В Общественной палате РФ обсудили вопросы образования людей пенсионного возраста

В Общественной палате РФ обсудили вопросы образования людей пенсионного возраста

Дата проведения: 

19 сентября 2019

Место проведения: 

г. Москва

19 сентября в Москве в рамках работы Генерального совета членов Европейской федерации пожилых людей (EURAG) состоялся Московский Международный Форум «ОБУЧЕНИЕ НА ПРОТЯЖЕНИИ ЖИЗНИ. ДОСТУПНОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ В ПОЖИЛОМ ВОЗРАСТЕ».

Организаторами Форума выступили Союз пенсионеров России, Европейская федерация пожилых людей (EURAG), проект Мэра Москвы «Московское долголетие», Межрегиональный благотворительный общественный фонд «Качество жизни» при поддержке Совета Федерации Федерального Собрания РФ, Министерства труда и социальной защиты РФ, Пенсионного фонда России.

В дискуссиях Форума приняли участие зарубежные и российские специалисты и эксперты в области образования людей пожилого возраста, представители власти, члены научного сообщества, практики некоммерческого сектора, представители бизнес-сообщества.

На Форуме обсудили подходы к образованию пожилых в условиях меняющегося мира и его демографических, экономических и культурных вызовов: роста продолжительности жизни, старения населения, сокращения рождаемости в развитых странах, наличия культурного и образовательного межпоколенческого разрыва, глобальной цифровой трансформации профессий и общества.

Одним из ключевых решений может стать непрерывная система образования, работающая с людьми в ходе всей их жизни. Эффективность непрерывного образования признана экспертами и органами власти. Помимо государства, в этой работе участвуют также бизнес и общественные организации. Однако пока содержание и формы образования для людей пожилого возраста недостаточно проработаны, действия всех участников на этом рынке не скоординированы.

«Очень важно найти баланс между запросом на образование у старшего поколения и возможностями, которые мы предоставляем ему. Речь идет о несоответствии актуальных потребностей пенсионеров в знаниях и структуры предлагаемых образовательных программ; о растущей коммерциализации образовательных услуг, в том числе в государственных образовательных учреждениях; о слабой подготовке многих пожилых людей в области компьютерных и цифровых технологий, что не позволяет пенсионеру воспользоваться возможностями современных образовательных программ в сети Интернет, – отмечает Валерий Рязанский, Председатель Союза пенсионеров России, Председатель Комитета по социальной политике Совета Федерации Федерального Собрания РФ. – Важно оценить актуальность существующей нормативной базы и уровень федеральных и региональных документов, касающихся образования людей пенсионного возраста с целью обеспечения комплексного и эффективного подхода к этой чрезвычайно важной теме».

«Образование в старшем возрасте – один из важнейших аспектов здорового и активного долголетия. Сегодня мы видим растущий интерес участников проекта «Московское долголетие» к образовательным направлениям и обучающим программам – более 12,5 тысяч москвичей старшего возраста прошли обучение в Серебряном университете, и количество абитуриентов и образовательных направлений продолжает расти. Кроме того, к «Московскому долголетию» присоединяются ведущие вузы страны и впервые открывают свои двери для горожан старшего возраста. Я уверен, опыт Москвы будет интересен европейским коллегам», – комментирует Владимир Филиппов, заместитель руководителя Департамента труда и социальной защиты населения города Москва.

Панельные дискуссии сконцентрировались на трёх ключевых темах:

  • Образование людей пожилого возраста в области ЗОЖ и сохранения долголетия
  • IT-образование людей пожилого возраста
  • Вызовы будущего: подготовка к активному долголетию.

На площадках Форума представлены лучшие практики в области образования людей пенсионного возраста в России и Европе: специалисты обменялись оригинальными практиками, технологиями и методами, обсудили их эффективность.

В программе Форума выступили иностранные эксперты, представители европейских и международных организаций, а также г-жа Виталия Гаукайте Виттих, Руководитель отделения по вопросам населения Отдела статистики Европейской экономической

Форум открыли председатель Союза пенсионеров России, Председатель комитета Совета Федерации по социальной политике Валерий Рязанский и заместитель председателя Союза пенсионеров России, член Общественной палаты РФ Людмила Пискунова.

Со вступительным докладом выступил Президент ЕВРАГ Дирк Жарре.

Представляем презентации председателя регионального отделения  Союза пенсионеров России Республики Татарстан Любови Мишиной и академика РАН, почетного президента Российской ассоциации геронтологов и гериатров Владимира Шабалина.

 

__________________

EURAG      European Federation of Older Persons

Fédération Européenne des Personnes Âgées

Federazione Europea delle Persone Anziane

Bund der Älteren Generation Europas

Европейская федерация пожилых людей

EURAG EUROPE

Международный форум

с участием Союза пенсионеров России и Европейской федерации пожилых людей

 Москва, Россия, 19 сентября 2019

Тема:

“Обучение на протяжении жизни. Доступность образования в пожилом возрасте.”

Выводы и рекомендации

(От 01 ноября 2019)

Международная конференция Обучение на протяжении жизни. Доступность образования в пожилом возрасте. была проведена в Москве 19 сентября 2019 года. В конференции приняли участие множество руководителей российских политических организаций, региональных администраций, научно-исследовательских институтов, организаций гражданского общества, а также члены Союза пенсионеров России и Европейской федерации пожилых людей (EURAG).

Весьма информативные выступления экспертов по теме образования пожилых людей обсуждались в трех рабочих группах, а участники конференции комментировали их на пленарных сессиях.

На основе выступлений участников Международной конференции и последовавших дискуссий можно сделать следующие выводы:

  • Образование – комплексный процесс обучения, включающий не только передачу информации и знаний, но и другие аспекты
  • Образование – ключевой аспект личностного роста и развития, а также сохранения способности участия в различных сферах жизни общества
  • Образование серьезным образом содействует росту индивидуальной и коллективной уверенности в собственных силах, а посему ведет к росту качества жизни и чувства удовлетворенности
  • Образование способствует развитию и использованию личного потенциала и талантов, а также помогает усиливать или расширять существующие навыки
  • Образование повышает способности понимания и интерпретации фактов, идей, ситуаций и изменений
  • Образование помогает людям рационально справиться со сложностями и требованиями жизни, общества и культуры
  • Образование позволяет лучше адаптироваться к экономическим и социальным изменениям, справиться с проблемами и воспользоваться новыми шансами и возможностями в жизни
  • Образование дает возможность лучше интегрироваться в сообщество за счет развития коммуникативных навыков, общения и участия в коллективе
  • Образование создает условия для эффективного вклада граждан в экономическое, культурное и общественное развитие, создание общества будущего
  • Образование – основа культуры и науки, движущая сила экономического и социального прогресса, а уровень образования отражает уровень развития общества
  • Образование – важная основа идентичности, основа понимания прав и обязанностей, уменьшает маргинализацию и ведет к развитию активной гражданской позиции
  • Образование повышает степень автономности, самоопределения и социального влияния индивида, а также усиливает степень взаимодействия между разными слоями общества
  • Образование является первоочередным фактором развития здорового образа жизни, предотвращения бедности, избежание дискриминации и маргинализации
  • В широком смысле образование отражает индивидуальные стремления людей, а также создает основу для нормального функционирования современного общества

Исходя из вышеизложенных соображений, мы сформулировали ряд важных рекомендаций для лиц, ответственных за принятие решений по различным аспектам образования на разных уровнях:

  • Доступ к образованию для всех групп граждан любых возрастов должен рассматриваться как базовое право, полностью признаваемое государством и обществом в целом
  • Все организации и структуры общества должны безоговорочно демонстрировать ценность этого права и стимулировать граждан использовать его преимущества
  • Государственные органы должны быть привержены разработке адекватных политических и стратегических решений для реализации базового права на образование для всех граждан
  • Для этого государство должно обеспечить необходимые инвестиции в инфраструктуру образования и образовательные программы с равным доступом для всех граждан
  • Организации образования и учебные программы должны быть смоделированы так, чтобы по возможности предоставить доступ максимальному количеству возрастных групп во избежание дискриминации и для содействия взаимообучению
  • Особое внимание следует уделить развитию экспертизы и методологий, соответствующих различным потребностям и предпочтениям граждан в области образования
  • Работники образования должны иметь знания и навыки работы с меняющимися отношением, интересами и способностями людей на протяжении всего срока жизни
  • Необходимо усилить исследовательскую деятельность по вопросам техник и условий образования для повышения эффективности обучения и преподавания
  • Доступ к образованию должен быть привлекательным, легким, без барьеров и доступным (включая транспорт и т.д.)
  • Образовательные программы должны включать информацию, стимулы и практическое обучение для развития здорового образа жизни, поддержания социальных контактов и предотвращения одиночества
  • Доступ к образовательным программам должен предоставляться на территории всей страны, чтобы люди, живущие в отдаленных и малонаселенных регионах также могли иметь доступ к образованию
  • В образовательные программы рекомендуется включать элементы, способствующие профессиональному росту, повышению востребованности на рынке труда и предпринимательской деятельности
  • Образовательные программы необходимо разрабатывать на основе изучения потребностей учащихся с возможностью индивидуализации и с учетом социо-культурных различий
  • Учащиеся и организации, представляющие их интересы, должны играть решающую роль в разработке и реализации образовательной политики, стратегий и программ
  • Должны быть созданы эффективные системы мониторинга и оценки качества и уровня образовательных программ с возможностью внесения изменений
  • Процессы оценки качества обучения должны учитывать мнения и уровень удовлетворенности учащихся
  • Местные власти и организации гражданского общества должны активно заниматься пропагандой преимуществ образования на протяжении жизни
  • Государство, бизнес, гражданское общество и научные институты должны материально и нематериально стимулировать заинтересованность в образовании и использование систем обучения

Кронберг, 01 ноября 2019                                                  Дирк Жарре, Президент EURAG
                   (Европейской федерации пожилых людей)

Резолюция

Московского международного форума

«Обучение на протяжении жизни. Доступность образования в пожилом возрасте»

г. Москва                                                                                                       19 сентября 2019 г.

Союз пенсионеров России, Европейская Федерация пожилых людей (EURAG) и проект Мэра г. Москвы «Московское долголетие» совместно с представителями Совета Федерации, Министерства здравоохранения Российской Федерации, Министерства труда и социальной защиты населения Российской Федерации, Российской Академии наук, национальных медицинских исследовательских центров, учреждений высшего профессионального образования и некоммерческих неправительственных организаций России и Европы рассмотрели на форуме вопросы, связанные с обеспечением пожилым людям доступа к образованию как важному условию сохранения и максимального продления их социальной активности, актуализации и повышения востребованности их человеческого капитала и, в целом, возможности оставаться полноправными членами общества.

Участники форума констатируют, что демографические перемены, связанные с увеличением продолжительности жизни, снижением уровня рождаемости и ростом числа пожилых людей в обществе, являются серьезным вызовом современности и ближайшего будущего для стран Европы и России.

Увеличение доли пожилых людей будет оказывать все большее влияние на отношения внутри семьи, отношения в обществе, на рынке труда. Одновременно с этим в условиях быстрых социальных и технологических перемен, культурной глобализации, цифровой трансформации, стремительного темпа устаревания знаний как таковых, старшие поколения оказываются уязвимы перед изменениями и не готовы к своей новой активной роли в обществе. В первую очередь им для этого не хватает актуальных компетенций.

Решающую роль в обретении новых компетенций и изменении образа жизни человека играет образование. В 2002 году Мадридский международный план действий по проблемам старения определил предоставление пожилым людям доступа к образованию как важнейшее условие их интеграции в общество.

В Российской Федерации право граждан на образование в течение всей жизни закреплено Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Стратегия действий в интересах граждан старшего поколения до 2025 года, принятая в 2016 году, обозначила в числе приоритетов государственной политики обеспечение системной поддержки и повышение качества жизни граждан старшего возраста, обеспечение права пожилых людей на труд и активное участие в жизни общества, равный доступ к основным и дополнительным образовательным программам. Эти приоритеты нашли отражение в стартовавшем в 2019 году национальном проекте «Демография», и реализуемом рамках него федеральном проекте «Старшее поколение».

Тем не менее, доступность образования гражданам пенсионного возраста в РФ остается крайне низкой. По оценкам экспертов, в настоящее время все образовательные активности в сумме охватывают не более 7% российских пенсионеров. Обучение пожилых людей остается вне фокуса традиционной образовательной системы, которая ориентирована на более молодые возрастные аудитории и прежде всего создает компетенции для трудовой деятельности, оставляя без внимания широкие образовательные потребности людей старшего возраста.

Участники форума отмечают, что образование людей в «третьем» возрасте не лежит исключительно в карьерно-экономических рамках. Важными целями включения в образовательный процесс граждан старшего возраста являются повышение их жизненной активности; адаптация к технологическим и социальным изменениям и подготовка к новым жизненным ситуациям; развитие и использование личностных качеств; создание условий для передачи старшим поколением своего опыта и знаний; снижение социальной изоляции, интеграция их в общество и культуру.

Особая роль в реализации указанных задач принадлежит таким структурам  неформального образования, как «Серебряные университеты», «Высшие народные школы», «Университеты третьего возраста» и др., которые распространены в России и странах Европы как формы общественной инициативы получения дополнительных знаний.

В Российской Федерации только в 2017-2018 году в 760 «университетах третьего возраста» Союза пенсионеров России обучение прошли свыше 128 тыс. слушателей. 109 тыс. было обучено на курсах компьютерной грамотности и цифровых технологий, которые остаются одним из самых востребованных направлений. В числе основных образовательных дисциплин – правоведение, финансовая грамотность, иностранные языки, психология, культура, предпринимательство, волонтерская деятельность, краеведение, сад и огород и др. В последнее время отмечается повышенный интерес к дисциплинам, связанным со здоровым образом жизни в пожилом возрасте. 

Представленный зарубежными и российскими участниками Форума опыт подтверждает, что такие формы обучения не только наиболее эффективны для дополнительного образования людей старшего возраста, но и позволяют предоставлять разнообразные программы на высоком профессиональном уровне.

Так, в Республике Татарстан в рамках регионального проекта «Университет третьего возраста» обучение организовано во всех 45 муниципалитетах республики на базе 95 муниципальных образовательных учреждений и культурно-просветительских организаций, в том числе в сельской местности. Проект реализуется региональным отделением СПР при участии ведущих федеральных и региональных вузов и при финансовой поддержке правительства республики, муниципалитетов и частных инвестиций. В 2019 году число желающих обучаться по программам Университета только в Казани превысило 3000 человек. В Москве в рамках программы «Серебряный университет» (проект «Активное долголетие»), обучение пожилым людям предлагают около 600 школ города и 26 вузов. В партнерстве с учебными заведениями разработано 225 учебных программ по различным направлениям.

При этом система обучения пожилых людей по-прежнему сталкивается с серьезными проблемами, которые препятствуют расширению охвата обучением, росту ее эффективности и развитию. В частности, до сих пор отсутствуют федеральные нормативные правовые акты, которые устанавливали бы порядок организации дополнительного образования пожилых граждан. Существенные риски устойчивого функционирования таких программ также связаны с отсутствием законодательных основ для привлечения образовательных учреждений к обучению пенсионеров и механизмов их финансирования.  Так, в Республике Татарстан в 2019 году в реализации образовательного проекта задействовано 296 преподавателей лишь с частичной оплатой труда за счёт средств грантовой поддержки и целевых субсидий из бюджета республики, финансирования местных бюджетов и средств социально-ответственного бизнеса.

Не реализуется право российских НКО оказывать общественно-полезные услуги в сфере дополнительного образования граждан пожилого возраста, в то время как традиционно клубными и неформальными видами образования для граждан старшего поколения занимаются именно некоммерческие организации (как в России, так и в европейской практике).

Кроме того, разнообразие видов образовательных организаций, учреждений, учебных программ и форм обучения граждан старшего возраста, которое сегодня сложилось в нашей стране, требует профессионального методического обеспечения со стороны федеральных органов государственной власти и органов власти субъектов РФ, разработки типовых учебных программ для образовательных учреждений, организации подготовки и повышения квалификации преподавателей.

В условиях острой необходимости в координации деятельности этого направления, в то же время до настоящего времени не определен государственный орган исполнительной власти, в чье ведение входили бы вопросы дополнительного образования граждан старшего поколения.

В этой связи с учётом имеющегося опыта западных стран и субъектов РФ в области образования пожилых людей необходимо законодательное признание и закрепление механизмов развития системы неформальных форм дополнительного образования пожилых людей.

Учитывая потенциал и значимость «Серебряных университетов» в контексте концепции непрерывного образовательного процесса в течение всей жизни участники форума обращают внимание на необходимость активного участия и поддержки со стороны правительств стран в устранении правовых и финансовых барьеров для осуществления их деятельности.

Исходя из изложенного выше, участники форума обращаются к Правительству Российской Федерации с просьбой о необходимости принять следующие меры:

  1. Обеспечить развитие правовой базы и устранение существующих законодательных, административных и иных барьеров, препятствующих распространению дополнительного образования пожилых людей, в том числе разработать и принять федеральные нормативные правовые акты, определяющие порядок организации дополнительного образования пожилых граждан, привлечения образовательных учреждений к обучению пенсионеров и механизмов их финансирования, включая оплату труда преподавателей.
  2. Определить государственный орган исполнительной власти, ответственный за координацию вопросов дополнительного образования граждан старшего поколения.
  3. Определить перспективные и устойчивые источники финансирования программ дополнительного образования пожилых людей, в том числе таких долгосрочных социальных проектов, как «Серебряные университеты», через прямое субсидирование организаций, а также выделение грантов.
  4. Разработать типовые программы и обеспечить методическое сопровождение  дополнительного образования граждан старшего возраста для разных образовательных запросов (профессионального образования; образования в сфере активного долголетия; образования, сохраняющего понимание современного мира и участия в нем; образования, способствующего развитию внутреннего мира человека и др.) с учетом специфики «возрастных» слушателей и лучших практик обучения данной категории граждан.
  5. Стимулировать внедрение и широкое применение различных форм обучения пожилых людей, включая дистанционные технологии и возможности различных медиаканалов (например, создание обучающего ТВ-, радио передач).
  6. Обеспечить подготовку кадров и повышение квалификации преподавателей, осуществляющих образование пожилых людей, в том числе рассмотреть возможность введения квалификации андрагога для педагогов, занимающихся обучением взрослых и старшего поколения.
  7. Организовать постоянно действующую федеральную площадку для выработки экспертных предложений по развитию системы дополнительного образования старшего поколения, в том числе неформальных форм обучения, и регулярного обмена опытом и лучшими практиками.
  8. Принять меры по популяризации обучения в «Серебряных» университетах» («Университетах третьего возраста»), продвижению идей образования в «серебряном» возрасте и стимулированию познавательной активности пожилых людей.
Оставить комментарий

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.