Охримец Галина Ивановна

Автор вопроса: Охримец Галина Ивановна

Тема: Пенсии и льготы

Стаж работы в Украине с 2023 года больше не учитывается при назначении российской пенсии гражданам государств – участников СНГ. Порядок учета трудового стажа, приобретенного в период существования СССР, в целях назначения пенсии регулировался Соглашением о гарантиях прав граждан государств – участников СНГ в области пенсионного обеспечения (далее – Соглашение). Оно было подписано в г. Москве и вступило в силу 13 марта 1992 года. Участниками Соглашения являлися: Россия, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина. Соглашением было предусмотрено, что пенсии назначаются и выплачиваются государством, на территории которого проживает гражданин, достигший пенсионного возраста. При этом учитывается стаж за период работы в государстве – участнике Соглашения, а также на территории бывшего СССР за период до 13.03.1992.

   В соответствии с Федеральным законом от 11.06.2022 № 175-ФЗ Россия перестала быть участником указанного Соглашения. Соглашение перестало действовать для РФ с 01.01.2023. Это означает, что стаж, заработанный в государствах СНГ, при назначении пенсии на территории России начиная с 01.01.2023 года учитываться не будет. Теперь при назначении пенсии учитывается не только стаж, но и величина уплаченных за физлицо страховых взносов. Кроме того, часто встречаются случаи, когда гражданин определенную часть времени отработал на территории государства – члена Соглашения, а на момент назначения пенсии проживает уже в России.

В настоящее время заключены и заключаются  двусторонние договоры с государствами-членами Соглашения, которые основаны на принципе “экспорта пенсий”. Это означает, что расходы по выплате пенсий государства будут нести пропорционально величине пенсионных прав, приобретенных физлицом на территории каждого из них. Новые соглашения между Россией и Украиной в настоящий момент не рассматриваются.                                                    Законопроект № 286249-8 от 17.02.2023 года вводит особый порядок выплаты пенсий и социальных пособий гражданам России, постоянно проживавших по состоянию на 30 сентября 2022 года на территориях ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей или постоянно проживавших на территориях ДНР и ЛНР в период с 11 мая 2014 года по 29 сентября 2022 года включительно, на территориях Херсонской области, Запорожской области в период с 24 февраля 2022 года по 29 сентября 2022 года включительно и выехавших за пределы указанных территорий в Россию, в том числе через территории третьих государств. Право на пенсию по российским нормативам приобретают граждане, достигшие пенсионного возраста, постоянно проживавшие в ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областях по состоянию на 30 сентября 2022 года, также в ДНР и ЛНР с 11 мая 2014 года по 29 сентября 2022 года, а в Херсонской и Запорожской областях – с 24 февраля 2022 года по 29 сентября 2022 года и выехавшие в Россию. Но здесь не учтены граждане России, проживавшие на других территориях Украины и выехавшие за пределы Украины в Россию до и после 24 февраля 2022 года.

Подскажите, пожалуйста, куда обратится с предложением рассмотреть возможность и дополнить Федеральный закон от 17.02.2023 № 17-ФЗ “Об особенностях пенсионного и дополнительного социального обеспечения граждан, проживающих на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области”, включив в него всех граждан Украины, получивших гражданство России, проживавших на территории всей Украины и выехавших за пределы Украины в Россию до и после 24.02.2022 года.

Уважаемая Галина Ивановна! Ваша боль понятна и чувствительна для многих соотечественников, вернувшихся на ПМЖ в Россию. К сожалению, ФЗ-17 от 2023 года четко ограничивает рамки назначения и начисления пенсий гражданам перечисленных Вами регионов. Но в России давно существует порядок обращения в государственные и законодательные органы  с инициативой о принятии закона или его изменении. Согласно Главе 12 ФЗ-131 от 06.10.2003 года (ред. 04.08.2023 г.) «Об общих принципах местного самоуправления в РФ» определен порядок внесения законопроектов на рассмотрение в Государственную Думу. Ст.104 определяет субъектов права внесения законопроектов:

-Президент РФ;

-сенаторы;

-депутаты;

правительство РФ;

Законодательные органы регионов;

Конституционный суд.

Группа инициативных граждан или Вы  имеете  право обратиться к депутату ГД от Вашего региона с просьбой подготовить проект предложений об изменении дополнении ФЗ-17 от 2023 года. Лучше обратиться к депутату от партии Единая Россия, так как эта партия составляет большинство в ГД. В каждом регионе работает общественная приемная ЕР. Данный закон определяет количество и содержание документов законопроекта, которые гражданин самостоятельно навряд ли сможет подготовить, также нужны будут  финансовые расчеты расходов, обеспечивающих данные инициативы. Так как средства на выплату пенсий таким гражданам будут направлены из бюджета РФ, нужны будут точные сведения: сколько граждан прибыло в РФ, какие суммы будут нужны для покрытия расходов на выплату пенсий. Будем надеяться, что такая напряженная обстановка между нашими государствами нормализуется ради благополучия  простых граждан.